Неточные совпадения
Можно установить четыре периода
в отношении человека к космосу: 1) погружение человека
в космическую жизнь,
зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще
природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение
от власти космических сил,
от духов и демонов
природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация
природы, научное и техническое овладение
природой, развитие индустрии
в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка
в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности,
в отличие
от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над
природой и рабство человека у собственных открытий.
Таинства древних религий были только природны,
в них сказывалась
зависимость человека
от природы.
Нужда, бедность, жизнь из милости
в чужих людях, полная
зависимость от чужих людей — тяжелы всякому; но для девушки, стоявшей
в обществе так высоко, жившей
в таком довольстве, гордой по
природе, избалованной общим искательством и ласкательством, для девушки, которая испытала всю страшную тяжесть
зависимости и потом всю прелесть власти, — такой переход должен был казаться невыносимым.
В наше время уже всякий понимает, что абсолютная свобода воли для человека не существует, и что он, как все предметы
природы, находится
в зависимости от её вечных законов.
Личность не порождается родовым космическим процессом, не рождается
от отца и матери, она происходит
от Бога, является из другого мира; она свидетельствует о том, что человек есть точка пересечения двух миров, что
в нем происходит борьба духа и
природы, свободы и необходимости, независимости и
зависимости.
Дух
в своей борьбе создает научное знание о
природе, создает технику и экстериоризируется, объективируется, попадая
в рабскую
зависимость от собственной экстериоризации и объективации.
Человек, коллективный человек борется против порабощающей его и угрожающей ему стихийной
природы, гуманизирует окружающую его природную среду, создает орудия борьбы, которые стоят между нами и
природой, переходит
в роковую действительность техники, цивилизации, разума,
от которых ставит
в зависимость свою судьбу.
Антропология неизбежно ставит человека между Богом и
природой или между культурой и
природой, и
в зависимости от того, как она определяет эти соотношения, слагаются ее типы.
Согласно классической протестантской антропологии грехопадение совершенно извратило и уничтожило человеческую
природу, помрачило разум человека, лишило его свободы и поставило всю его жизнь
в зависимость от благодати.
Марксизм есть не только учение исторического или экономического материализма о полной
зависимости человека
от экономики, марксизм есть также учение об избавлении, о мессианском призвании пролетариата, о грядущем совершенном обществе,
в котором человек не будет уже зависеть
от экономики, о мощи и победе человека над иррациональными силами
природы и общества.
Падение человека и последовавшая за ним утеря царственной свободы и погружение
в низшие сферы необходимости лишили человека его места
в природе и поставили его
в рабскую
зависимость от низших сфер природной иерархии.